Когда мы пытаемся донести до подростков определенные правила и нормы, ценности, а также показать существование иных форм поведения, отличные от их, можно получить сопротивление.
Это предсказуемо, так как прямое вмешательство в то, что важно для самих подростков, является для них угрозой.
Подвести их к нужной мысли надо аккуратно, бережно и ненавязчиво. Например, через истории, притчи, сказки, метафоры.
Подросток, слушая историю, сказку или притчу, бессознательно идентифицируют себя с главными героем. Обсуждая поведение персонажа, он обсуждает свое поведение, свои чувства, мысли и желания.
При этом, отсутствует давление со стороны, ему не нужно защищать свою личность, он открыт к обсуждению, что помогает ему взглянуть на себя и свое поведение. Истории выступают здесь в роли зеркала.
Сказки, притчи — это хранители культуры и традиций. Слушая и обсуждая их, подросток улавливает нормы и обычаи. А, сравнивая со своими взглядами и привычками, может их регулировать. Становится терпимее к другим и их поведению.
Хочу отметить важный момент, что сказки, истории, притчи возвращают подростка в детство. Просыпается детская непринужденность, снижается/снимается напряжение, активизируется творческое, нестандартное мышление. Отвлекает от интеллектуализации. Формирует новые эмоциональные реакции.
Если психологическую работу проводить в группе подростков (тренинг), то результат будет еще лучше. Но группа должна быть правильно сформирована, иначе можно получить обратный эффект.