Сейчас, перед поступлением ребенка в школу, необходимо научить его чтению, письму и счету. Но ограничиваться только интеллектуальным развитием не стоит. Очень важно, чтобы ребенок психологически был готов идти в школу. Поэтому необходимо создать у будущего первоклассника положительный образ школы, учителя и его самого.
— Сообщите ребенку, что совсем скоро он станет еще взрослее, приобретет статус «ученика», будет каждый день ходить в школу, как взрослые ходят на работу, у него появится красивый портфель и все необходимые школьные принадлежности.
— Во время вашего посещения школы, при оформлении документов, или решении других вопросов, возьмите ребенка с собой, чтобы он в непринужденной обстановке познакомился со школой, проведите его по школьным коридорам, а, если разрешат, то можно заглянуть в один из классных кабинетов. Малыш увидят как расставлены парты, другая мебель, где висит доска. Это вызовет у него интерес к новому и ему поскорее захочется стать частью этой жизни, познакомиться с другими детьми.
— Совершайте покупки всех необходимых школьных предметов вместе с ребенком, прислушиваясь к его мнению и желанию.
— Заранее можно продумать с ребенком будущий режим дня. Это дисциплинирует ребенка. И позволит ему все успевать: играть, учиться, отдыхать.
— Если ваш ребенок еще не посещает секции и кружки, поговорите с ним на эту тему. Обсудите его желания и предпочтения по выбору внеучебной деятельности, и возможность совмещать это с учебой.
— Первоклассникам разрешают брать с собой в школу некоторые игры и игрушки. Подумайте вместе с ребенком, что ему хотелось бы брать с собой в школу. Может это будет любимая мягкая игрушка, кукла, солдатик или пазл, шашки, головоломки. Гаджеты лучше осталять дома.
— Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был мобильный телефон, чтобы быть с ним на связи, на случай, если он задержится или возникнут непредвиденные обстоятельства. Лучше, если это будет простой телефон, который не будет отвлекать малыша от учебы, да и в случае его потери, вам будет не так обидно. При этом, объясните ребенку, что пользоваться им можно только на переменах и по окончанию занятий.
Рассмотрим, с какими трудностями может столкнуться первоклассник, а вместе с тем, и родители.
— Невнимание: ребенку сложно сосредоточиться, внимание рассеянное.
— Неусидчивость: ребенок не может усидеть за выполнением заданий (примерно 30 мин.), больше интересуют игрушки.
— Несамостоятельность: ребенок не может справиться с заданием без помощь взрослых. Кстати, более подробно это описано в моей статье #Самостоятельный_значит_ответственный.
Как помочь?!
1. Следите за режимом дня ребенка, уделяйте особое внимание сну. Хорошо, если у ребенка будет иметь возможность дневного сна или отдыха, это восстановит его силы после школы. Ребенок должен вовремя ложиться, спать не менее 9-10 часов. Перед сном исключите активные игры.
2. Прогулки на свежем воздухе и общение с друзьями, пойдет на пользу Вашему малышу. Не ждите выходных! В учебные дни ребенок тоже должен гулять и прогулка со школы домой не берется в расчет.
3. Приучайте ребенка собирать портфель с вечера! Сначала делайте это вместе (2-3 раза), потом под своим контролем, а потом он должен делать это самостоятельно. Объясните, чтобы ничего не забыть, нужно собирать портфель по дневнику.
4. Приучайте к ответственности и самостоятельности. Не стремитесь делать все за ребенка. Иначе он привыкнет к этому. Пусть знает, что вы можете ПОМОЧЬ, а не выполнить ВМЕСТО НЕГО.
5. Наладьте душевный контакт с ребенком. По его приходу со школы поинтересуйтесь сначала, как он провел день, как складываются его отношения с одноклассниками и учителями, а только потом спрашивайте про уроки и отметки.
6. Во время занятий с ребенком делайте физкультминутки или вводите активные игры, так ребенок не устанет и не потеряет внимание.
7. Не наказывайте за плохо выполненную работу отсутствием прогулки или дополнительными заданиями, это вызовет лишь негатив и неприязнь к учебной деятельности.
8. Доносите нужную информацию спокойным, ровным, но уверенным голосом. Криком вы ничего не добьетесь, кроме как, устрашите ребенка.
9. Если вы чувствуете, что ребенок не воспринимает информацию, пусть отдохнет или отвлечется, и предупредите, что через некоторое время вы снова вернетесь к занятиям.
10. Организуйте для ребенка рабочее пространство и место. Он не должен заниматься под музыку, телевизор или параллельно, зависать, в гаджетах. Хорошо, если у малыша есть отдельная комната.
11. Хвалите ребенка за старательность, успехи. Но не перехваливайте! Оценивайте его поступки, а не его самого.
12. Не шантажируйте или не торгуйтесь с ребенком. Предложенные деньги или что-то другое, за выполненную работу или успешное окончание учебного года, не мотивирует ребенка.
13. Приучайте ребенка в процессе занятий делать выводы, подводить итоги. Интересуйтесь его впечатлениями и мнением.
14. Говорите ребенку о том, что ошибаться-это нормально. Он пришел в школу, чтобы учиться.
15. Не требуйте от ребенка, чтобы он был отличником. Пусть учится в меру своих сил, старается. Он должен получать удовольствие от занятий и учиться для себя, а не для родителей.
16. Помните, вы с учителем за одно! Вы оба делаете все, чтобы вашему ребенку было комфортно учиться. Посещайте собрания, интересуйтесь успехами ребенка. И никогда не обсуждайте поведение учителя при ребенке. Так как это может подорвать авторитет учителя в глаза ребенка. Если у вас есть вопросы или вы хотите уладить недоразумения, это всегда можно сделать при личной встрече или по телефону, в отсутствии ребенка.
17. Обсуждайте с ребенком все, что происходит в школе, интересуйтесь его чувствами, мнением.
Помните, что ваш настрой передается ребенку, поэтому, если спокойны вы, то спокоен и ваш ребенок!
Чудесного вам праздника, успешной адаптации и отличного настроения!!!