Недавно учитель русского языка и литературы, в беседе со мной, призналась, что современные школьники сложно воспринимают мировую литературу, они не понимают смысла прочитанного.
«Нынешние дети не глупее прошлых поколений, почему же так происходит?» — расстроенным голосом спросила меня знакомая.
Давайте попробуем разобраться…
В последнее время, человек становится визуально ориентирован. Что, скорее всего, является последствием цифрового процесса.
Учебная деятельность предполагает работу с текстами: конспекты, чтение книг, написание докладов и рефератов, но это не вписывается в представление современных детей и подростков и является для них бессмысленным, «прошлым веком».
Сейчас ведущая роль отдается презентациям, комиксам, графике, рисункам, фото, видео и т.д. Т. е. весь материал подается образно, нет целого текста, а значит не требуется работы воображения, осмысления, анализа. И даже студентам уже невозможно воспринимать материал, если он не сопровождается картинками и яркими презентациями.
Чтение литературы, художественной и научной — это напряженная умственная работа. Но в чтении отпадает необходимость, так как можно найти в интернете краткое содержание или посмотреть экранизацию произведения.
Дети легко пишут сочинения, но хуже — пересказы. Умея выражать свои мысли, создается сложность в понимании мыслей других.
Увеличение количества информации, а именно с учетом ее непрерывной и хаотичной подачи, через постоянно сменяющиеся образы, между которыми отсутствует структура и логика, реклама и телевидение, ролики в интернете, бигборды — все это и приводит к фрагментарности мышления: восприятии мира через краткие сюжеты и яркие образы.