Фрейдом была разработана концепция психосексуального развития. В соответствии которой, ребёнок проходит 5 стадий:
— оральная (0-1 года);
— анальная (1-3 лет);
— фаллическая (3-7 лет);
— латентная (7-9/11 лет);
— генитальная. (11-12 лет).
Сегодня остановимся на оральной стадии. Она имеет такое название, потому что главным органом чувств ребёнка является рот. Зона удовольствия вокруг рта: питание, познание окружающего мира, когда малыш все тянет в рот, хочет облизать, пососать. В этот период ребёнок думает, что он и мать — это одно целое. Симбиотическая связь, сформированная во время беременности, ещё продолжается. В прошлой статье я писала о том, что такое симбиоз и как важны первые 4 месяца для ребёнка.
Ребёнок воспринимает материнскую грудь, как продолжение себя самого. Поэтому важно, если ребёнок на естественном вскармливании. Это приносит ему ощущение надежности, безопасности, защищенности. Но не страшно, если мама кормит через бутылочку. Если при этом она держит его на руках, испытывает любовь, нежность и теплоту, заботится о нем. Правильное завершение грудного вскармливания играет также большую роль в этом периоде. Слишком раннее, грубое, внезапное отлучение от груди или от соски может вызвать фиксацию на данной стадии. К примеру, во взрослом возрасте человек будет грызть ногти, кусать губу, переедать, злоупотреблять спиртными напитками в момент тревоги, чтобы расслабиться.
Ребёнок чувствует все так, как происходит в его теле. Если непрерывно удовлетворять потребности ребёнка, то он испытывает чувство того, что он «живет». Формируется «Я» ребёнка. И протекает оно с тем знаком, как за ним ухаживают. Создаётся представление о «хорошей — плохой» маме. Когда потребности ребёнка не удовлетворяются быстро, то он испытывает коллапс, и, если это бывает часто, то отражается на психике. Самые сложные нарушения происходят на данной стадии. Человек не ощущает себя как целого. Внешняя реальность для него не существует, есть страх аннигиляции — страх исчезновения.