Завершающая стадия психосексуального развития называется генитальная (11-12 лет).
Подростковый возраст рассматривается как крах семейной системы. И эмоционально переживается родителем того же пола. Например, девочка превращается в девушку, становится красивее, милее, одним словом, расцветает, а мать стареет. «Поводы к конфликту между матерью и дочерью возникают, когда дочь подрастает и встречает в матери противницу своей сексуальной свободы, зрелость же дочери напоминает матери о том, что настало время отказаться от собственной половой жизни» (Фрейд). Если в этом возрасте мама как подружка, то означает, что маме не дают место женщины.
Мальчик взрослеет, мужает, становится смелее, сильнее, что наравне с радостью и гордостью может и пугать отца, так как место мужчины в семье может свергнуться. Возникает соперничество между мамой и дочкой, отцом и сыном, за место женщины и мужчины в доме. (Конечно же, родители испытывают эти чувства бессознательно.)
В 12-15 лет происходят гормональные и физиологические изменения (у девочек появляются первые месячные, у мальчиков — поллюции), результаты этих изменений ведут к повышению возбудимости и сексуальной активности. В связи с чем также падает успеваемость в школе.
Фрейд считал, что все подростки вначале этапа проходят гомосексуальный период, который носит необязательно выраженный характер, а проявляется в желании общаться с представителями своего пола. Постепенно либидо направляется на противоположный пол, появляется ухаживание, влюбленность. Примерно к 21 году должна сформироваться взрослая сексуальность.
Бунт подросткового возраста приходится на этот период. Подросток пытается брать ответственность за свои поступки, проявляет инициативность, активность, самостоятельность, решительность, выражает своё мнение. Что часто происходит в грубой ультимативной форме. В связи с чем в этот период происходят частые конфликты с родителями. Но именно через конфликт и агрессию происходит сепарация (отделение от мамы).
На что нужно обратить внимание родителям и как помочь подростку прожить данный период?
Необходимо давать возможность подростку проявлять себя; помогать им развивать самостоятельность и ответственность; определиться с выбором профессии и образования, обрести финансовую и территориальную независимость.
Не зря говорится, то лучшее, что мы можем дать детям — это научить их обходиться без нас.