Родители — настолько простые устройства, что ими могут управлять даже дети.
Дети — такие маленькие, беззащитные, но с какой легкостью они могут манипулировать родителями. Как у монеты есть две стороны, так и у любви есть плюсы и минусы. И любовь отца и матери к детям может быть настолько приторной и слепой, что она становится разрушающей. Разрушает она, в первую очередь, самого ребенка, которого ругают за плохое поведение. А родители осознают свои ошибки, когда сталкиваются с проблемами.
Уверена, что многие ошибки можно избежать. Попробуем разобраться.
Какие родители в «зоне риска»?
1) Родители, долгожданных детей.
2) Позднородящая мать.
3) Неполная семья.
4) Обеспеченная семья.
Всех их объединяет чувство вины. Вины перед детьми. Первый и второй пункт можно объединить. Здесь родители хотят дать «всё» своему ребенку. Страх, что они могут не успеть, «заставляет» их идти на поводу у детей.
Дети, которые воспитываются без отца или матери. Чувство вины у родителей, что семью не сохранили и теперь ребенок (по их же фантазии) «не такой, как все», «неполноценный», «ущербный», приводит их к опрометчивым поступкам.
В обеспеченной семье родители заняты зарабатыванием денег, круглыми сутками на работе, воспитанием детей заниматься некогда. Вина — нет возможности уделять достаточно времени. Дети этим пользуются.
Пути манипуляции:
— через слезы; Это вид манипуляции свойственен детям, начиная с младенческого возраста. Родители настолько боятся плача своих детей, что готовы сделать все, чтобы это прекратилось.
СИТУАЦИЯ. Ребенок захотел взять предмет, который ему не разрешают (например, телефон). — «Я тебе сказала, что нельзя, положи, не трогай, папа будет ругать!». Ребенок расплакался. Успокаивают. Не помогает. — «Ладно, держи, только аккуратно!». Итог. Ребенок добился своего.
— через истерики; дети очень часто делают что-то на публику. Прекрасно чувствуя и понимая, что родителям будет стыдно перед другими они сделают так, как хотят дети.
СИТУАЦИЯ. Магазин. Много народу. — «Мама, я хочу эту игрушку!» — «Нет, у тебя уже много таких, весь дом уже в игрушках, хватит. У меня тем более денег нет!» — «Нуууу мааам, ну, пожааааалуйста! Нууу, куууупи…» Слезы. Крики. Топание ногами. — «Хватит кричать, уже весь магазин на тебя смотрит, сейчас дядя полицейский заберет тебя». После неудачных попыток успокоить ребенка и грамотно отказать мама поступает следующим образом. — «Какую ты хочешь? Эту? Ну, бери! Только это в последний раз!». И снова победу одерживает ребенок!
— через шантаж. Что такое шантаж? Это угроза.
СИТУАЦИЯ. Мама приготовила поесть. Ребенок: «Не буду есть, если мультики не включишь!». Конечно! Ребенка приучили, что во время еды он смотрит мультики. Нет мультиков — не буду есть.
СИТУАЦИЯ. Ребенок ставит условия. — «Раз мне нельзя сидеть за компьютером, тогда я не буду делать уроки». — «Ну ладно, посиди за компьтером, только немножко, а то уроки делать надо!»
Причинами такого поведения детей также может быть разный стиль воспитания у родителей. К примеру, мама позволяет многое, а папа строгий, и наоборот. Когда в воспитании принимают участие бабушки и дедушки. И тогда родительский авторитет в глазах ребенка падает.
Несколько простых рекомендаций, которые помогут избежать ошибок в воспитании:
— пробуйте договариваться со своими детьми; причем это можно сделать без слез, унижений и шантажа;
— учитесь говорить «нет» своему ребенку и обязателно объясняйте почему;
— подавайте личный пример. Дети копирут ваше поведение;
— сдерживайте свои обещания. Если не уверены — лучше не обещайте!
— говорите о своих чувствах и учите этому детей. «Мне не нравится, когда ты себя так ведешь». «Я начинаю злиться» и т.д.
Желаю вам взаимопонимания!
Аванесова Лия Валерьевна — психолог, психотерапевт.