Одним из частых запросов на работу с детьми и подростками — школьная неуспеваемость. При отсутствии органических поражений у детей, чаще всего, затруднения, связанные с учебной деятельностью, являются следствием, имеющихся проблем. Таких как:
— педагогическая запущенность;
— психологическая неготовность к обучению в школе;
— неблагоприятная обстановка в семье (частые ссоры и скандалы в семье, развод);
— рождение второго ребенка;
— конфликты со сверстниками, одноклассниками.
Поговорим о каждой более подробно.
1. Педагогическая запущенность. С такими детьми мало общались, играли, занимались, т.е. не уделяли должного внимания их развитию и воспитанию, в связи с чем они отстают по успеваемости от одноклассников, но так как интеллект сохранен, то при должной работе, такие дети могут потом «догнать» одноклассников.
2. Психологическая неготовность к обучению в школе. Может быть связана с тем, что ребенок пошел в школу в возрасте, когда еще не готов психологически к посещению школы (к примеру, 6-7 лет), но эти границы индивидуальны. Второй момент — это отсутствие психологической подготовки детей к школе со стороны родителей, что приводит к отсутствию школьной мотивации у ребенка или недостаточному его развитию.
3. Неблагоприятная обстановка в семье (частые ссоры, скандалы в семье, развод). Все, что происходит между родителями должно происходить только между ними, если дети часто (хотя достаточно иногда и одного раза) являются свидетелями сцен «разборок» между мужем и женой, то это сказывается на их психике: почти всегда ребенок думают, что причиной таких ссор между родителями является он сам, что порождает в нем чувство вины, страха. И тут, конечно, не о какой учебе ему думать не приходится.
4. Рождение второго ребенка в семье для старшего ребенка является стрессовой ситуацией (особенно, если это произошло в период, когда он пошел в первый класс), так как теперь ВСЕ внимание мамы, которое доставалось ТОЛЬКО ему, придется делить с «другим». Ревность, зависть, злость, тревога — такие чувства являются для него главенствующими в таком положении, даже не смотря на то, что он проявляет любовь, заботу к сиблингу и «просил братика/сестренку».
5. Конфликты со сверстниками и одноклассниками также могут вывести из равновесия ребенка. Бесконечная «травля», «подколы» приводят к тому, что ребенок не может сосредоточиться на занятиях или отказывается ходить в школу, что также сказывается на его успеваемости.